Разработка ООП ДО
Конструктор основных разделов основной образовательной программы дошкольного образования
Подразделы | Конструктор разделов | |||
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||
Целевой раздел ООП ДО | ||||
Пояснительная записка | Нормативная база | – | ||
Цель и задачи реализации образовательной программы | + | |||
Принципы и подходы к формированию образовательной программы | – | |||
Значимые для разработки образовательной программы характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | + | |||
Планируемые результаты освоения ООП ДО | Целевые ориентиры уровня дошкольного образования | + | ||
Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей | + | |||
Содержательный раздел ООП ДО | ||||
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | Содержание образовательных областей | + | ||
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы | Модель образовательного процесса, в т. ч.: • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; • способы и направления поддержки детской инициативы; • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; • иные характеристики содержания ООП ДО, наиболее существенные с точки зрения ее разработчиков | – | ||
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена ООП ДО) | Механизмы адаптации ООП ДО для указанных детей. Использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития | – | ||
Организационный раздел ООП ДО | ||||
1-й подраздел | Описание материально-технического обеспечения ООП ДО, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания | + | ||
2-й подраздел | Распорядок и (или) режим дня | + | ||
3-й подраздел | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в ДОО | + | ||
4-й подраздел | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | + |
Содержание разделов основной образовательной программы дошкольного образования
Подразделы | Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
Целевой раздел ООП ДО | ||
Пояснительная записка | Перечислить нормативную правовую базу, на основании которой сформирована образовательная программа. Указать, с учетом каких программ разработана обязательная часть ООП ДО | Указать парциальные программы, которые выбраны и (или) разработаны самостоятельно педагогическим коллективом ДОО |
Указать цель и задачи реализации ООП ДО. Примечание. При оформлении данного пункта пояснительной записки необходимо, в первую очередь, учесть содержание п. 1 ст. 64 «Дошкольное образование» Закона № 273-ФЗ, а именно: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». В соответствии с ФГОС ДО цель современного дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Поэтому ООП ДО должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В этом и состоит цель реализации любой ООП ДО. Как правило, цель дошкольного образования является общей как для обязательной части программы, так и для части, формируемой участниками образовательных отношений. Во ФГОС ДО прописаны основные задачи дошкольного образования. В обязательной части ООП ДО они должны быть скорректированы в соответствии с концептуальными положениями и задачами примерных (вариативных) программ, а также в зависимости от приоритетных направлений деятельности ДОО, условий реализации ООП ДО и других показателей, которые могут быть признаны педагогически коллективом важными в процессе целеполагания | Указать дополнительные задачи обучения, воспитания и развития дошкольников, заявленные в парциальных программах | |
Указать принципы и подходы к формированию ООП ДО. Примечание. При разработке данного подраздела ООП ДО должны быть взяты за основу принципы дошкольного образования, выделенные во ФГОС ДО в соответствии с обновленными идеологическими положениями. В случае если разработчики вариативных программ (с учетом которых создается ООП ДО) выдвигают иные (дополнительные) принципы формирования программы, они должны быть обязательно указаны. Главное, чтобы скорректированный перечень принципов не противоречил концептуальным основам ФГОС ДО | – | |
Дать характеристику контингента детей, для которого предусмотрена ООП ДО:
Примечание. Направленность и возрастной состав групп будет зависеть от первого показателя – контингента детей. Так, образовательная деятельность по программам дошкольного образования в ДОО может осуществляться в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности. В группы любой направленности могут включаться как воспитанники одного, так и разных возрастов (разновозрастные группы) | Характеристики, перечисленные в обязательной части ООП ДО, могут выделяться и в части, формируемой участниками образовательных отношений | |
Также в этом подразделе могут быть отражены, но при этом не являются обязательными, следующие характеристики реализации ООП ДО. Специфика семей воспитанников – указывается в том случае, если этот показатель значим для реализации ООП ДО. Примечание. Большое значение имеет территориальная расположенность и ведомственная принадлежность ДОО (например, основной контингент родителей – это военнослужащие (шахтеры, фермеры, рабочие или служащие железнодорожного транспорта и пр.), т. е. представители определенной профессии (одного предприятия). В этом случае и ООП ДО может иметь определенную специфику, приоритетные направления образовательной деятельности, дополнительные задачи. Также важными могут быть признаны такие показатели, как: образовательный уровень родителей (лиц из их семей); материальное обеспечение семей; социальная категория (социальный статус) семей и др. Примечание. Если основной контингент детей – из числа семей вынужденных переселенцев, двуязычных семей, малообеспеченных и т. п., то в ООП ДО должны быть сделаны соответствующие пояснения, внесены необходимые задачи и прописаны пути их реализации (особые формы работы с семьями, соответствующие методики и технологии обучения и воспитания детей). Особые условия реализации программы: климатические (например, ООП ДО может быть предусмотрена для реализации в условиях полярной ночи); этнокультурные (например, ООП ДО может иметь воспитательную направленность в контексте культурных традиций русского казачества); территориальные (например, ООП ДО может быть предназначена для реализации в сельском детском саду) и пр. Реализация ООП ДО посредством сетевых форм. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, которые должны совместно их разрабатывать и утверждать. Соответственно, в ООП ДО должно быть указано, используется или нет сетевая форма ее реализации и, если используется, то с какими организациями заключены договоры. Примечание. Приведенный перечень возможных характеристик является примерным и может быть изменен (дополнен, сокращен) в зависимости от особенностей реализации ООП ДО, специфичных для каждой конкретной ДОО. При этом значимых особенностей для разработки и реализации образовательной программы, может и не быть. В любом случае решение о необходимости их выделения коллектив ДОО принимает самостоятельно | ||
Планируемые результаты освоения ООП ДО | Планируемые результаты освоения ООП ДО должны конкретизировать требования ФГОС ДО к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также планируемых результатов освоения примерной программой и других образовательных программ (в случае, если ООП ДО построена с их учетом). Планируемые результаты освоения ООП ДО должны быть сопоставимы с ее целями и задачами. Примечание. Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДО прописаны в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В конечном итоге результаты освоения ООП ДО должны выступать основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагать формирование у воспитанников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В случае если ООП ДО не охватывает старший дошкольный возраст, то планируемые результаты должны создавать предпосылки для их формирования как долгосрочных ориентиров | Если в ДОО реализуется ряд парциальных программ, выбранных или разработанных детским садом самостоятельно, то в данном подразделе должны быть прописаны планируемые результаты освоения каждой из них |
Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей в ДОО. Примечание. В соответствии с ФГОС ДО освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. При этом при реализации ООП ДО может проводиться оценка индивидуального развития воспитанников. Такая оценка осуществляется педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования | Если в ДОО реализуется ряд парциальных программ, то в данном подразделе должны быть прописаны варианты педагогической диагностики индивидуального развития детей для каждой из них, либо даны ссылки на соответствующую методическую литературу | |
Содержательный раздел ООП ДО | ||
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | Содержание ООП ДО, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ООП ДО, которые представлены в целевом разделе образовательной программы | В этой части ООП ДО дополнительно прописывается содержание парциальных программ по одной или нескольким образовательным областям, видам деятельности и (или) культурным практикам (в зависимости от направленности программ) |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО | Используемые в ДОО подходы к организации всех видов детской деятельности, которые необходимо представить развернуто в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами образования, адекватными возрасту детей формами организации образовательного процесса. Примечание. Конкретное содержание образовательных областей должно реализовываться в различных значимых для детей видах деятельности. Среди них во ФГОС ДО выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития ребенка и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства. Для реализации задач различных образовательных областей также можно выделить приоритетные виды детской деятельности, в процессе организации которых поставленные задачи будут решаться максимально эффективно. Например, задачи физического развития решаются преимущественно в ходе организации двигательной активности (деятельности) детей, художественно-эстетического развития – в изобразительной, музыкальной и т. д. | – |
Формы организации работы с детьми в ходе реализации ООП ДО. Примечание. Это могут быть не только традиционные занятия, но и детские лаборатории, экскурсии, творческие мастерские и пр. Их выбор на практике остается за педагогом, который должен руководствоваться программными требованиями, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, ситуацию в группе, а главное – уметь организовать деятельность воспитанников в интересной и занимательной для них форме, которая будет способствовать развитию каждого ребенка | ||
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Примечание. К культурным практикам можно отнести все виды исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных и других способов действий ребенка, на основе которых формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. Основным показателем образованности в условиях современности выступают не ЗУНы, а культурные умения дошкольника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом, например, в портфолио ребенка или в индивидуальном образовательном маршруте). Таким образом, в данном подразделе ООП ДО должны быть представлены виды культурных практик, способы поддержки детей, варианты фиксации индивидуальных достижений и пр. | ||
Способы и направления поддержки детской инициативы. Примечание. Содержание данного подраздела тесно связано с культурными практиками ребенка, а также возможностями поддержки детской самостоятельности. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами РППС, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Детская инициативность и самостоятельность должна поддерживаться педагогом в процессе организации различных видов деятельности – трудовой, конструктивной, изобразительной и т. д. Объектом описания этого подраздела, соответственно, становятся способы и направления поддержки, спе | ||
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Примечание. Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений. Деятельность ДОО в этом направлении предполагает использование разнообразных форм взаимодействия с семьей, среди которых: диагностирование; педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (консультации, собрания, круглые столы, педагогические гостиные и т. д.); проведение мероприятий для детей и взрослых (праздники, викторины, конкурсы и т. д.), в т. ч. в форме совместного творчества (выставки, проекты, мастерские, применение метода проектов в ДОУ); индивидуальную работу с родителями. Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям выделяют различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов: семейные клубы по интересам (спортивные, туристские, фольклорные, театральные); студийные занятия, в ходе которых родители совместно с детьми выполняют задания педагога; семейные встречи, когда они вместе отдыхают, поют, танцуют, соревнуются; гостиные с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов; спортивные праздники (в помещении и на улице), досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности. Данный подраздел ООП ДО должен содержать описание принятых и используемых форм взаимодействия с семьями воспитанников, особенностей их организации в ДОО. Иные существенные характеристики содержания ООП ДО, т. е. специфичные формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы, которые не были упомянуты до этого, но имеют существенное значение для организации образовательного процесса, либо рекомендованы примерной и (или) вариативными программами. Кроме того, здесь может быть представлено содержание тех значимых для разработки и реализации ООП ДО характеристик, которые были выделены в целевом разделе (например, специфика семей воспитанников, особые условия реализации образовательной программы (климатические, этнокультурные, территориальные и пр.), наличие сетевых форм ее реализации и др.) | ||
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена ООП ДО) | Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, а именно:
| – |
Организационный раздел ООП ДО | ||
1-й подраздел | Материально-технические ресурсы, необходимые для эффективной организации образовательного процесса и успешного освоения воспитанниками программных задач:
| Алгоритм написания данного подраздела в этой части ООП ДО такой же. Он может быть представлен в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, содержать дополнительный список помещений (если таковые имеются), материалов и оборудования, позволяющих организовать образовательную работу по заявленным программам |
2-й подраздел | Режим работы ДОО (различных групп, входящих в ее состав). Примечание. От режима работы ДОО зависит время реализации ООП ДО. Дошкольная организация может работать по пятидневной или шестидневной рабочей неделе, что определяется ДОО самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме полного, сокращенного или продленного дня, кратковременного или круглосуточного пребывания. В последнем случае реализация ООП ДО осуществляется не более 14 ч с учетом режима дня и возрастных категорий детей | Режим организации освоения части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, должен быть «встроен» в общий режим дня, а количество и тематика НОД включены в объем НОД на неделю (выделены в нем). В данном случае вариант объединения двух частей образовательной программы в одну форму продиктован необходимостью представлять режим дня (объем НОД) целостно, а не по частям, что значительно удобнее |
Распорядок и (или) режим дня детей. Примечание. Это очень близкие понятия, однако их можно разграничить следующим образом: распорядок дня – чередование видов деятельности по количеству времени, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность человека; режим дня – четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Распорядок дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию и выстраиваться согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26. В данном разделе ООП ДО должны быть представлены режимы дня для всех возрастных групп, функционирующих в ДОО. Вариативность режимов при этом зависит от ряда показателей: особенностей режима работы конкретной ДОО (группы); видовой направленности групп; времени года и длительности светового дня и др. | ||
Объем образовательной нагрузки на воспитанников, в т. ч. в рамках реализации НОД – здесь следует прописать количество НОД, необходимое для реализации ООП ДО на неделю. При этом учитывается возрастная группа, контингент воспитанников и конкретная образовательная область, для решения задач которой предусмотрена НОД. Примечание. Образовательная деятельность может осуществляться в течение всего времени пребывания детей в ДОО. Правила организации и проведения НОД ограничены требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, применительно к раннему (от 1,5 до 3 лет) и дошкольному возрастам. В младенческом и раннем возрастах (до 1,5 лет) НОД не проводится | ||
3-й подраздел | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в ДОО. Примечание. Содержание данного подраздела тесно связано с организацией в ДОО культурно-досуговой деятельности – важной части системы организации жизни детей и взрослых в детском саду, которая основывается на традициях конкретной ДОО. В дошкольном возрасте мероприятия досуга организуются в различных формах: праздники и развлечения различной тематики; выставки детского творчества, совместного творчества детей, педагогов и родителей; спортивные и познавательные досуги, в т. ч. проводимые совместно с родителями (другими членами семей воспитанников); творческие проекты, площадки, мастерские и пр. Содержание праздников и культурных практик в целом планируется педагогами (воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, другими специалистами) совместно, исходя из текущей работы, времени года, пожеланий родителей, содержания образовательных областей ООП ДО. В данном подразделе указывается цикличность организации мероприятий культурно-досуговой деятельности, их форма и место в режиме дня (недели, месяца, года) | Для части программы, формируемой участниками образовательных отношений, цикличность организации мероприятий культурно-досуговой деятельности, их форма и место в режиме дня (недели, месяца, года) указываются при необходимости, если такие особенности предусмотрены парциальными программами |
4-й подраздел | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Примечание: согласно Стандарту РППС – это «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии со спецификой каждого возрастного этапа детства, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Концептуальная модель РППС включает в себя три компонента: предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы; учебно-методические пособия; оборудование для осуществления детьми разнообразных видов деятельности), его пространственную организацию и их изменения во времени. Эти три компонента, с одной стороны, составляют основу образовательной среды любой ДОО, а с другой стороны, обеспечивают высокую степень индивидуальности развивающей среды. Это определяется особенностями образовательных целей, подбором предметного содержания с учетом множества условий работы конкретного детского сада, своеобразием пространственного расположения предметов и материалов в каждой конкретной ДОО, группе. Внесение изменений в предметное содержание и пространственную организацию (временной компонент) также связано с рядом особенностей работы и вносит свой вклад в развивающую составляющую среды. Важно, чтобы среда могла обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО в целом, а также отдельных ее групп и участков. При этом она должна обеспечивать как можно больше возможностей для общения и целенаправленной разнообразной совместной деятельности детей (в т. ч. детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности воспитанников, а также возможности для уединения. Эти показатели и следует учитывать при проектировании данного подраздела ООП ДО. Следует обратить внимание на то, что те материалы и оборудование, средства обучения, которые будут описаны в 1-м подразделе «Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания», возможно, будут предназначены в т. ч. и для организации РППС. Для того чтобы содержание данного подраздела не повторяло содержание 1-го подраздела, их целесообразно объединить и добавить краткое описание принципов организации среды, таких как содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность | Особенности организации РППС добавляются в этой части программы, если таковые предусмотрены парциальными программами |