Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад «Красная шапочка» р.п.
Советское
Родители
обязаны,
педагоги
должны
деловая
игра
25.10.2013г.
Цель: уточнить представления
родителей и педагогов детского сада о правах ребенка, их ответственности и
обязанностях.
Задачи:
-
определить представления родителей об ответственности педагогов детского сада;
-
закрепить представления родителей о собственных обязанностях;
- систематизировать представления педагогов детского сада и
семьи о правах ребенка
Материал:
планшет с тремя столбцами («Родители обязаны», «Детский сад и родители
беспрекословно выполняют», «Педагоги должны») и передвигающимися по строкам
карточками с обозначением обязанностей субъектов дошкольного воспитания (на
обратной стороне карточек подписать носителя данной обязанности – детский сад,
семья либо детский сад и семья).
Добрый день уважаемые родители
и уважаемые коллеги!
Наша встреча сегодня пройдет в
форме деловой игры. Тема игры «Родители обязаны, педагоги должны».
Наша деловая игра будет
состоять из 3 частей. Первая часть нашей игры «Разминка». Уважаемые родители и
коллеги, мы для вас подготовили вопросы на которые мы с вами попробуем
ответить.
I вопрос
родителям:
- Кому принадлежит ведущая роль
в воспитании ребенка? (семье)
I вопрос
педагогам:
- В каких областях знаний
должен быть компетентен (силен) педагог для полноценного общения с родителями?
(медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика)
II вопрос
родителям:
- Назовите законодательные
документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка
(Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, семейный
кодекс).
II вопрос
педагогам:
- Назовите методы изучения
семьи (анкетирование, тестирование, беседы, патронаж, наблюдения за игровой
деятельностью малыша, «Родительское сочинение»).
III вопрос
родителям:
- Что такое анкетирование?
Назовите положительные стороны анкетирования.
III вопрос
педагогам:
- Назовите условия, при которых
может снизиться компетентность педагога (ограничения со стороны организма
(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний),
недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности).
- Ну вот и закончилась первая
часть нашей игры, переходим ко второй «Решение педагогической ситуации». Нам
нужно будет разобрать типичные ситуации общения педагогов с родителями
воспитанников. Мы зачитаем проблемные ситуации и вместе с вами попробуем их
разрешить.
- Воспитатель обратился к маме
одного из воспитанников с рассказом о том что нового дети узнали на занятиях и
предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что
ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он
«получает за это деньги».
- Забирая вечером ребенка из
детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная и обвиняют
педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю
прогулку держать их ребенка за руку.
- Одну из воспитанниц родители
приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает
утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя, о
необходимости соблюдения режима дня детского сада, родители отвечают, что имеют
право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.
- Папа, приводя сына в группу
детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу
воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.
3 часть нашей игры «Копилка
идей». В «Копилке идей» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и
дошкольного учреждения. Вы должны определить, что обязаны родители, и что
должны педагоги.
Лицевая сторона
|
Оборотная сторона
|
Являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18
закона «Об образовании»)
|
Родители
|
Несут
обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст.61)
|
Родители
|
Обязаны
обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей,
их нравственному развитию (СК РФ, ст.65)
|
Родители
|
Обязаны
воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее
человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ,
ст.65)
|
Родители
|
Обеспечение
охраны жизни и укрепления здоровья детей
|
ДОУ
|
Обеспечение
интеллектуального, личностного и физического развития ребенка
|
ДОУ
|
Осуществление
необходимой коррекции отклонения в развитии ребенка
|
ДОУ
|
Приобщение
детей к общечеловеческим ценностям
|
ДОУ
|
Типовое
положение о дошкольном образовательном учреждении
|
ДОУ
|
Одной из главных функций семьи
является воспитание детей. В Конституции РФ говорится, что граждане Российской
Федерации обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к труду, чтобы они
стали достойными членами общества. Как видим, воспитание детей – важнейшая
правовая обязанность, возложенная на родителей Основным законом. Выполнять эту
обязанность семье помогает общественность, школа, дошкольные учреждения. Семья
– первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста
направляет сознание, волю, чувства детей. В семье закладываются основы
физического развития человека, его здоровья. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоение
нравственных норм поведения. В семье, в общении с родителями дети получают
первые уроки гражданственности. Родители воспитывают в детях любовь к родной
природе, Родине, традициям, обычаям. Основы трудового воспитания закладываются
в семье. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на
него родители.
Макаренко А.С. подчеркивал:
«Воспитывает все: вещи, люди, явления, но больше всего – люди. Из них на первом
месте – родители и педагоги…»
Итак, сегодня мы поговорили о
том, за что отвечают родители и дети учреждения. Мы думаем, что совместная
работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей.
Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители
обязаны, а педагоги должны. А сейчас мы раздадим для вас памятки, высказывания
великих людей. Всем спасибо.
Используемая литература:
«Энциклопедия педагогических ситуаций» под редакцией
Н.В.Микляевой, Москва 2011г.
|